Назад в новости

Подготовка специалистов в международной биотехнологической компании

28.10.2021

Международная инновационная биотехнологическая компания BIOCAD использует все современные методы обучения своих сотрудников и ежедневно ищет пути по повышению эффективности их подготовки.

В рамках конференции, которая регулярно проводится с целью выбора дальнейшего пути развития обучения будущих специалистов, компания BIOCAD обратились к нам с вопросами по внедрению в их внутреннюю систему обучения виртуальных лабораторий. В ходе беседы специалисты обменялись мнениями по поводу эффективности внедрения таких инструментов.

Подробнее смотрите в самом интервью:


С чего начинается разработка подобных лабораторий? Какие моменты обязательно учитываются в брифе? Какой уровень сложности может закладываться, от чего это зависит и на что это влияет?

Как правило с заказчика и его нужд, в основном мы работаем с университетами и учебными центрами, где стоит задача дополнительной подготовки в рамках существующих программ, с целью интенсификации обучения (большой поток на лабораторные стенды, который можно перераспределить на виртуальные). Второй вариант – организация дистанционного обучения и практикумов (то есть замена мероприятий виртуальными+ удаленными) посредством LMS систем (например Moodle) куда мы интегрируем виртуальные лабораторные работы. В брифе важно - отрасль работы, образец методички для работы, описание используемого оборудования. критерии оценки (сдал / не сдал или разбаловка). Уровень сложности зависит лишь от того, какие моменты мы готовы опускать или утрировать, в случае с химической лабораторией все проще, чем, например при виртуальной работе по обслуживанию нефтяной скважины, где важны скорее процедуры и их последовательность (механика и моторика), чем правильно заполненный отчет.

НАПРИМЕР:

  • Южно-Уральский Государственный Университет реализовал удаленный практикум для учащихся заочного отделения, направление – общая и органическая Химия.

  • в Северо-восточном Гос Университете была организована удаленная работа с филиалами и дополнительное подспорье в период пандемии.

Screenshot_1.png

Как с точки зрения методологии сделать такое обучение максимально полезным для специалистов? Какие цели и предполагаемые результаты обучения можно реально спроектировать?

Максимально полезной будут относительно короткие и простые работы, совмещенные с теоретическим тестом (коллоквиумом). Данные мини-лабораторные удобно использовать как средство промежуточного и дополнительного контроля. Например: виртуальная лабораторная работа по проверке знаний техники безопасности и назначения защитной экипировки в лаборатории. Проверяется знание названия, назначения, порядка применения и действий в случае ЧП в лаборатории. Такой тип работ сильно ускоряет инструктаж, при этом улучшает усваиваемость материала, человек не просто выучил пункты и прошел тест, а воочию посмотрел и потрогал все составляющие в виртуальной среде.

Какие этапы разработки подобного материала существуют? Что важно учесть на каждом из них?

Этапы простые, если мы работаем с заказчиком напрямую и делаем уникальный продукт для него, важно лишь четко формализовать задачи для разработчиков, которые в силу своей специфики (программисты) не хотят/ не будут/ не могут погружаться в предметную область, поэтому сначала придется научить самих исполнителей, но конечно без фанатизма. Собственно этапы:

  • Составление брифа – цели задачи работы, критерии оценки и желаемый результат, компетенция или навык который мы закрепляем или освещаем

  • Формирование и передача или написание методического обеспечения

  • Создание прототипа исполнителем

  • Промежуточная консультация и демонстрация прототипа (работает механика, но есть проблемы по косметике)

  • Финализация, полировка, написание, адаптация, интеграция методического обеспечения и передача заказчику.

 

Какое оборудование и ПО нужно в компании, чтобы интегрировать вашу лабораторию?

Если мы говорим об оффлайн обучении – то подойдут обыкновенные персональные компьютеры последних пяти лет на современной ОС. Если-же мы говорим о VR обучении – необходимы относительно мощные рабочие станции с видео ускорителями класса GF 2060 или AMD RX 5600. Ну и вариант с онлайн обучением и удаленной работой в рамках LMS (Moodle) требует лишь наличия устройства, подходящего для запуска наших продуктов прямо в браузере в виде Web-GL апплетов, как правило это может быть мобильный телефон, планшет, или ноутбук с современным браузером.

1fd94c1e9c095399c5a666cf81028309.jpg

Как тестируются виртуальные лаборатории?

Внутреннее тестирование у разработчика – поиск ошибок в логике, механике, внешнем виде, в основном грубых. Внешнее тестирование заказчиком в процессе эксплуатации и промежуточных осмотров прототипов. Как правило на все продукты предоставляется гарантия и поддержка в течение одного года, в рамках которой мы устраняем найденные недочеты или опечатки.

Какие метрики эффективности таких программ обучения вы посоветуете?

Тут все, наверное, очень индивидуально. В образовательной системе метрики простые- средние баллы и условная эффективность прохождения мероприятий, количество сдающих и количество сдавших. С экономической же стороны можно посчитать амортизацию классических учебных средств или установок, а также посчитать экономию на реактивах и прочих расходниках.

С какими еще видам образовательных материалов оптимально комбинировать такое обучение?

Они помогают подключить другие каналы восприятия и увеличить количество усваиваемой информации, но без подкрепления классическими лекциями и практикумами они бесполезны. Основная задача виртуальных комплексов- дополнительный или «промежуточный» контроль.

Главное понять основной принцип – новомодные трехмерные технологии и виртуальные лабораторные комплексы или наглядные пособия должны быть не ВМЕСТО а ВМЕСТЕ с классическими средствами обучения.

Например: у всех докторов существует процедура аккредитации или аттестации, где они проходят практическую отработку основных компетенций и навыков в симуляционных центрах, при этом даже для симуляционных центров очень важно чтобы туда приходили минимально подготовленные «курсанты». В сим центрах для отработки навыков внутривенных инъекций применяют силиконовый фантом руки для инъекций, при прохождении в день 400 человек на фантоме не остается и живого места, при этом половину ошибок студенты допускают еще ДО того, как достали шприц (не соблюли процедуру или неправильно провели дезинфекцию). Именно тут бы и понадобился промежуточный этап по отработке процедуры и ее этапов.

Какой функционал возможно заложить в такую лабораторию?

Какой захотите, если задача формализуема до определенных действий и этапов, а в действиях есть система или процедура их выполнения – данная задача хорошо подходит для виртуализации. Если же задача плохо формализуема или подразумевает много человеческого фактора – не беда, у нас в активе есть симулятор пациента для отработки навыков клинического мышления, и симулятор разговора с ним стиле RPG для отработки психосоциальных навыков.

Слой 66.png

Есть ли ограничения у применения виртуальных лабораторий?

В настоящее время их применение слабо регламентируется, ВУЗ-ы считают эти практикумы эквивалентами настоящим работам, так как результаты и навыки получаются одинаковыми, разница лишь в отсутствии контакта с установкой. Частным-же организациям гораздо проще выработать внутренние правила и пределы применения виртуализации.

Как это все строится экономически, какой бюджет оптимально закладывать в такой проект?

Тут все очень по-разному, экономика считается исходя из сложности работы, количества контента и главное- срочности исполнения. Я могу лишь дать оценки о наших продуктах, стоимость одной типовой лабораторной работы по курсу Химии, Физики или Материаловедения:

  • Стандартная работа стоит около 24 тыс.руб. за 10 лицензий в розницу.

  • Разработка такого рода лабораторной занимает от 4 до 8 недель при стоимости около 60-70 тыс.руб. за штуку.

  • Разработка сложных VR проектов начинается от 2 месяцев и от 390 тыс.руб. без учета стоимости оборудования

Безусловно это примерные расценки и стоимость может варьироваться в зависимости от сложности и количества приобретаемых продуктов.